• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Сорокина Е.В.: Планета чудес Николая Сладкова.


    Материал для беседы, посвященной 90-летию писателя Н. И. Сладкова.

    http://pobibl.rusedu.net/post/200/7767

    Вы, кто любите природу —

    Сумрак леса, шёпот листьев

    И в горах раскаты грома,

    Что как хлопанье орлиных

    Тяжких крыльев раздаются,—

    Вам принёс я эти саги...

    Природа — это увлекательнейшая книга.

    Только начни читать её — и не оторвёшься.

    Н. И. Сладков

    «Растения и животные, леса, и горы, и моря, ветра, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами, - писал В. В. Бианки. - И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребенка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам - и все, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш, человеческий язык...».

    открыл в ней что-то свое и написал о ней по-своему, не похоже на других. "Каждая полянка в лесу, - говорил он, - каждая низинка и каждый бугорок - не просто полянка, низинка и бугорок, а места согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные, благоприятно влияя друг на друга...".

    Николай Иванович Сладков не только любовался природой, не только радовался ей, - он и тревожился, и заботился о ее судьбе. "Мы привыкли думать, что человек появился на Земле только ради того, чтобы решать свои человеческие проблемы, - говорил Николай Иванович, - но ведь это нелепость! Ему (человеку), единственному на Земле, природа дала разум. Он один на планете способен... понять законы, по которым развивается природа, постичь ее силу и ее слабость. И его долг - заботиться не только о себе, но обо всем на Земле. Обо всей Земле! Если мы не станем ее беречь, мы же можем все это потерять".

    Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве. Его отец был токарем-металлистом, а мать занималась домом, хозяйством, растила троих детей. Жили скромно. "Маму я всегда вспоминаю озабоченной: во что нас одеть, чем накормить, как выучить, - вспоминал впоследствии Николай Иванович, - на долю родителей выпали самые тяжелые годы нашей истории. Только лад в семье, как я теперь понимаю, поддерживал ее оптимизм и силы."

    Николай был городским мальчиком: сначала семья жила в Москве, а затем (когда мальчику было шесть лет) Сладковы переехали в Ленинград (сейчас - Санкт-Петербург). "Самое сильное впечатление моего детства, - вспоминал писатель, - почему-то шум леса. Не пойму, откуда это, ведь я вырос в городе. Может, мне что-нибудь о лесе читали? Или рассказывали? Семя попало на благодатную землю и проросло. ... Я глубоко верю в силу детских впечатлений."

    Первые встречи мальчика с природой происходили в небольших городских сквериках, а позже в старинных парках Царского Села, небольшого города Ленинградской области (город Пушкин). Здесь семья Сладковых жила пять лет, с 1929 по 1934 год. И здесь Николай гулял уже в старинных разросшихся парках, где можно было спрятаться в зарослях и, став невидимым, увидеть совсем близко дятла, белку, синицу. В пустынном парке мальчик чувствовал себя следопытом и первооткрывателем, как и его любимые герои книг Джека Лондона, Фенимора Купера, Жюля Верна.

    "Увидел трех дроздов", "Увидел тетерева с выводком". Со временем записи становились длиннее, и в них уже отражалось отношение к увиденному. Например вот как Сладков пишет о соловье: "Первый соловей так поет, что бросает то в жар, то в холод!"

    Сразу же за домом, где жил Николай Сладков, начиналась необустроенная, заболоченная окраина, а за ней - кустарники. Здесь водились чибисы и куличики, другие птицы и животные, которых не встретишь на улицах большого города. В дневнике наблюдений появилась в это время запись: "Да, то, что сделала природа, того искусственно не создать!" Но и город тоже многое дал для познания природы: здесь, в Ленинграде, Сладков впервые посетил зоопарк и Зоологический музей. Родители Николая не мешали сыну заниматься его любимым делом. Сначала они боялись отпускать его одного в лес, в незнакомые места, и с ним ходил отец. Но вскоре отец увидел, что бояться за сына нечего: он прекрасно ориентировался в лесу. Одних наблюдений Николаю становилось недостаточно, нужны были знания. И отец покупал сыну книги о природе, хотя их было тогда не так уж и много. Большим событием в жизни Николая стала покупака фотоаппарата. А позже, когда ему исполнилось 15 лет, у Николая появилось ружье "Фроловка" 28-го калибра. В дневнике в это время он записывает: "Теперь у меня есть все: ружье для добычи, фотоаппарат для съемки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей." С ружьем пятнадцатилетний Николай уезжал в лес на два - три дня. Самые вкусные домашние обеды не могли сравниться с той картошкой, которую он сам пек на костре. Он не просто бродил по лесу, он был настоящим исследователем: он внимательно слушал голоса леса, пристально наблюдал его жизнь, но в то же время он и расставлял силки, убивал нужных ему птиц и животных, чтобы изготовить чучела. Тогда Николаю и в голову не приходило, что он делает что-то дурное: ведь он делал это не просто так, а для науки, для изучения лесных жителей. Пройдут годы, прежде чем в его книгах прозвучит призыв: "Не бери в лес ружье!" В это время он уже пытается делать записи в форме рассказа. Из этих записей много лнт спустя выросли его рассказы о природе и животных.

    Во время одного из таких путешествий в лес Николай Сладков встретил своего будущего приятеля Алексея Будина. Познакомившись с ним, Николай понял, что встретил родную душу - заядлого натуралиста. Алексей привел Николая Сладкова в знаменитый в конце 30-х годов кружок юных натуралистов при Зоологическом институте АН СССР. Здесь с ребятами занимались знаменитые зоологи. Этот кружок часто посещал известный писатель-натуралист Виталий Бианки. Побеседовав с Николаем, он сразу почувствовал к нему интерес и познакомился с его записями. Эта счастливая случайность - встреча с известным писателем - во многом определила будущее Сладкова. Когда пришло время решать, куда пойти учиться после школы, Николай решил поступать на биологический факультет Ленинградского университета. Но на приемных экзаменах ему не хватило всего полбалла, чтобы стать студентом университета. Тогда Сладков стал студентом Гидрографического института. Профессия, которой он обучался в институте, называлась гидрограф. Гидрографы исследуют дно рек, морей и океанов, они изучают и улучшают судоходные пути, чтобы по ним могли свободно проходить суда. Учеба в институте Сладкову нравилась, но 22 июня 1941 года ее прервала Великая Отечественная война.

    Николай со своими друзьями - студентами решил идти в Военно - топографическое училище, чтобы получить новую, военную специальность - офицер - топограф. Топографы занимаются изучением и измерением поверхности Земли и точно отображают ее на планах и картах. На войне эта профессия очень важна, ведь планы всех сражений и передвижений войск разрабатываются на основе подробных карт и планов местности.

    Уже осенью 1942 года Николай Сладков окончил училище, получил профессию военного топографа и звание лейтенанта. Его направили в Тбилиси, в четырнадцатый топографический отряд Закавказского фронта. Так на долгие годы судьба связала Сладкова с Кавказом. Военные топографы сами в военных действиях не участвовали. У них была другая задача: срочно создать обновленные карты прифронтовой полосы - тех мест, где фойна оставила свои страшные следы. "Война, как извержения вулканов, как ураган, землетрясения и наводнения, меняет землю до неузнаваемости: эти трагические изменения и положено мне теперь нанести на карту", - записал в это время Сладков. От того, как быстро и правильно будет выполнена новая карта, в конечном счете зависели тысячи человеческих жизней.

    и в это сложное время Николай Сладков думал не только о службе. Ведь его окружала непохожая на среднюю Россию, совершенно иная природа: Кавказские горы, казахстанские степи, пустыни Туркмении, хребет Копетдаг... В годы войны и послевоенные годы Сладков о многом рассказывал в письмах Виталию Валентиновичу Бианки, и многие письма превращаются в рассказы. В ответ от Бианки к Сладкову также аккуратно шли письма. В одном из них, в 1947 году, было сказано так: "Ты будешь писать - это неизбежно". А в 1952-м: "Ты - мой наследник. Ты будешь продолжать в жизни то дело, которое делал я: средствами словесного искусства призывать людей (равнодушных) стучаться "в природы замкнутую дверь"... Таланту научить нельзя, но технике писательской (без которой так и так не обойдешься) учиться надо всю жизнь. Тут я не могу тебе помочь."

    Дом Виталия Валентиновича всегда был открыт для единомышленников и учеников, писателей - натуралистов, которых он называл "переводчиками с бессловесного языка природы". И их было немало: Н. М. Павлова, А. А. Ливеровский, Э. Ю. Шим, С. В. Сахарнов и другие. Но преемника - наследника Виталий Валентинович все же видел в Николае Сладкове, который в эту пору был за тридевять земель - где-то на Кавказе.

    Первая книжка Николая Ивановича Сладкова "Серебряный хвост" вышла в 1953 году. Автору тогда было уже 33 года, и это была не первая литературная попытка, а итог многолетней подспудной работы. Из Ленинграда на Кавказ, где продолжал служить Сладков, прислали экземпляр тоненькой книжки с надписью учителя, Виталия Бианки: "Автору восхищенный читатель". Самуил Маршак сказал о молодом писателе "От него можно много ждать".

    Первая книга Николая Сладкова понравилась и другому известному писателю - Михаилу Пришвину. Он был в это время уже тяжело болен, но книга Сладкова так его задела и взволновала, что он сразу же, из больницы, написал автору письмо. Особенно ему понравился рассказ о горных птицах - белоголовых сипах (это хищные птицы семейства ястребиных, их еще называют грифами). Позже Пришвин написал отзыв об этой книге - рецензию, в ней были такие слова: "Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, - это, прежде всего, свой глаз, открывающий что-то новое и как бы все небывалое. Я очень радуюсь тому настоящему, большому, что содержится в книжечке Сладкова."

    Вслед за первой книгой появилась следующая - "Птенцы - хитрецы" (1955), за нее он получил премию на Всесоюзном конкурсе детской книги. Сладков продолжал писать, но совмещать работу военного топографа с писательским трудом становилось все трудней. По восемь месяцев он проводил в горах, без книг, без письменного стола. И когда Сладков почувствовал, что литература стала для него самым важным, главным делом его жизни, он решил уйти с военной службы, демобилизоваться и вернуться в Ленинград.

    "Вести из леса", организованной В. В. Бианки. В 1958 году Сладкова приняли в Союз писателей. Выходят его книжки "Десять стреляных гильз", "Джейранчик", "Трясогузкины письма", "Волшебные перышки", "Планета чудес", "За птичьими голосами", "Смелый фотоохотник", "В лесах счастливой охоты" и др. Одну их своих первых книг - "Краешком глаза" (1960) - Сладков посвятил памяти "писателя и человека" В. В. Бианки. От рассказа к рассказу, от книги к книге совершенствовал Сладков свое писательское мастерство. В своих произведениях он совмещал талант рассказчика и эрудицию ученого. Его книги полны загадок, открытий, интересных наблюдений, забавных историй.

    Вот некоторые из них:

    - "Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что еж будто бы весною... поет! Да не как там нибудь, а по-настоящему, чем-то похоже на птицу. Сам я поющего ежа не слыхал. Но рассказы об этом слышал не раз. Непременно бы надо проверить. Может, из вас кто-то слышал ежиное пение? Тогда расскажите нам" ("Под шапкой-невидимкой", "Поющий еж").

    - "Сушит она (белка) осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг... мухомор!.. Для чего белке мухомор ядовитый? Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат?.. Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, мухомор сушеный для них что-то вроде лекарства? Много разных предположений, а точной отгадки нет. Вот бы все разузнать и проверить!" ("Под шапкой-невидимкой", "Белкин мухомор").

    - «Ночью в зарослях... сыро и холодно... чуть солнышко, промокшие и продрогшие зайцы выбираются... на прогретые сухие полянки... Не выскакивают из зарослей, как зайцам положено, а шагают врастопырку на четырёх, словно мокрые кошки... Ложатся скорей врастяжку на тёплую землю: кто животом, кто боком, а то и спиной. Лежат и потихонечку сохнут. И курится над ними парок. Полная поляна просыхающих зайцев!» (Книга «Земля над облаками», рассказ «Заячья сушилка».)

    «Хомяк наткнулся на гнездо птицы, а там два большущих яйца. Только вот лапками никак яйцо не обхватить — выскальзывает. И за щёку такое не затолкать — ещё и рот раздерешь... Возился хомяк, возился, сопел, пыхтел, - ничего не получается. Тогда уперся в яйцо лбом - и покатил его к себе в нору! Раз дело не по зубам, не по лапам - головой работать надо! (Книга "Земля солнечного огня", рассказ "Хомяк работает головой").

    - "Медведь стоял на задних лапах. Правой лапой провел по морде, будто утер пот. Левой - одним коготком, - почесал бедро. Шагнул к невысокой яблоньке... обхватил лапами стволик и так тряхнул, что замоталась яблонька, как от вихря!.., яблоки забарабанили по земле... подгреб яблоки пятерней, понюхал их, прихватил одно яблоко губами, пожевал и выплюнул... шагнул на задних лапах к соседней яблоньке. Высмотрел, тряхнул, пожевал... Опять выплюнул. Только яблоки с третьей яблони пришлись по вкусу" (Книга "Земля над облаками", рассказ "Старик").

    Писатель много путешествовал: по пустыне в экзотической Африке, по Индии, по новгородским лесам. И везде он находил темы для своих новых книг. Из поездок он привозит толстые блокноты с записями, магнитофонные пленки с запиясми голосов природы. А вот от охоты с ружьем он теперь отказался - сменив патроны на фотопленку.

    После окончания страшной, разрушительной Второй мировой войны многие страны, в том числе и наша, начали возвращаться к нормальной, мирной жизни, восстанавливать разрушенное хозяйство. Очень быстро во всем мире стали развиваться наука и техника, промышленность, транспорт, увеличилось количество людей на планете. Стало требоваться все больше металла, угля, нефти, леса. И все это люди забирали у природы. Брали, не задумываясь о последствиях. Поначалу казалось, что богатствам природы нет конца. Но на самом деле это не так. Это понимал писатель Николай Сладков, и в своих книгах он старался не только заинтересовать читателей тайнами природы, не только обратить внимание на ее красоту. Главное - он хотел научить людей бережно относиться к природе и жить с ней в ладу, ведь человек тоже часть природы.

    Завершая одну из своих книг, рассказ - путешествие "Свист диких крыльев", Сладков написал: "Давно и пристально мы всматриваемся в природу. Не пора ли заглянуть и в себя? Какими видят нас настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и лесов? Кто мы, властелины Земли? Чего мы хотим? И что мы творим? Глаза в глаза: человек и живая природа..." Сладков одним из первых начал говорить об экологических проблемах природы. Три его книги: "Подводная газета", "Земля солнечного огня" и "Земля над облаками" - можно назвать экологическими энциклопедиями.

    "Подводная газета". Книга вышла в 1966 году. "Подводная газета" продолжила традиции "Лесной газеты" Виталия Бианки. Как и "Лесная газета", "Подводная газета" сделана по временам года, хотя привычных, видимых примет времен года там, под водой, нет. Книга начинается с весны, с марта - апреля. Оказывается, весеннее пробуждение природы, ее возрождение после зимней спячки, под водой начинается раньше и проявляется ярче и активнее, чем на суше.

    "Земля солнечного огня" - книга о пустыне. Сладков рассказывает об экологических цепочках, которые связывают жителей пустыни. Вот, например, в притче "Вода с ножками" Сладков рассказывает: "Каждое живое существо в пустыне как бы бурдючок (мешок из шкуры животного для хранения жидкости) с водой: воды в нем по весу чуть ли не две трети". И вся добыча - это не только еда, но и вода, влага, которая в жаркой пустыне дороже еды. Вот и возникает цепочка: "Цветок высосал из песка капельку. Агама (ящерица) проглотила цветок. Агаму проглотил удав. Удавчика поймал еж. Ежа скогтил филин. Филин замешкался и попал в зубы к волку. Так капелька воды из песка попала в волчью утробу".

    "Земля над облаками" - о жизни в горах. Работая над этой книгой, Сладков вспомнил свою юность, прошедшую на Кавказе. Да и позже, когда писатель бывал на Памире, Тянь - Шане, в горах Алатау, его поражала ни на что не похожая природа гор, где все наоборот: облака и птицы пролетают глубоко внизу, а водопады шумят высоко над головой. И в этой книге отчетливо прослеживаются глубокие экологические связи между разными формами жизни и даже между живой и неживой природой.

    После долгих путешествий в Африку и Индию Сладков написал книги "Миомбо" (об Африке) и "Белые тигры" (об Индии). Миомбо - это светлые редкие леса на зеленых холмах Африки, где живут на воле дикие звери. Рассказывая о животных саванны и миомбо, Сладков взволнованно восклицает: "Поднимемся ли мы до благословения перед жизнью, перед тайной и красотой дикой природы? Или превратим ее в скотный двор? Или в стрельбище для "спортсменов-охотников"? Редкие и немногочисленные, к сожалению, островки живой природы, которые надо тщательно охранять, чтобы уберечь. От кого же? От человека! Ведь за один человеческий век люди уничтожили девять десятых африканских зверей".

    "О чем пишут природники" в 1983 году Сладков написал: "Если мы хотим сохранить себя, мы должны сохранить природу. Природу в себе и себя в природе".

    "Мои книги - это плоды моих увлечений, - говорил Николай Сладков. - Увлечение фотоохотой породило книги: "Смелый фотоохотник", "Под шапкой - невидимкой", "Тридцать шесть радостей"."

    В книге "Смелый фотоохотник", изданной в 1963 году, Николай Иванович не только увлекательно рассказывает о природе, но и делится практическими советами, взятыми из собственного опыта. Книга имела успех у ребят, многих она заразила страстью к фотоохоте. Фотоохоте посвящены и книги "Под шапкой - невидимкой" (1968), "Силуэты на облаках (1972)" . Под редакцией Николая Сладкова вышел сборник "Тридцать шесть радостей" - это тоже книга о фотоохоте, в ней собраны рассказы и фотографии людей, увлеченных фотоохотой.

    В предисловии к книге Н. И. Сладков написал: "Охота с фоторужьем - вот где на самом деле не будет ни пуха, ни пера! Но вы добудете нечто куда более ценное - Радость и Знание. Радость близкого общения с природой, знание жизни ее многочисленных обитателей. Вам не придется никого убивать, но вы всегда будете возвращаться с богатой добычей. А лес от этого не станет беднее. Да, фотоохота - удивительная охота. "Стреляешь" - но не убиваешь, уносишь - но оставляешь, разгадываешь - а загадок не уменьшается".

    "Охота за голосами", вышедший в свет два года спустя и посвященный магнитофонной записи живых голосов природы. То, чего нельзя увидеть, можно услышать. Это искусство, пожалуй, даже сложнее, чем фотоохота. В "Охоте за голосами" читатель сделает для себя много открытий, потому что, кроме птиц и зверей, он услышит здесь голоса рыб и даже насекомых. Сладков считает: пришла пора понять, что ценность природы для человека не только в ее кладовых со всевозможными запасами и богатствами, но и в ее красоте. Бескорыстное общение с природой необходимо человеку для души, для познания жизни и самого себя, для углубления своего духовного мира. В своих книгах Н. И. Сладков рассказывал о событиях вполне реальных и лично им пережитых, считая, что чудеса на самом деле - рядом с нами. В дневнике Сладкова есть характерная запись: "Во многих книжках я старался показать, что в жизни вообще нет обычного. Все вокруг тайна и чудо. Самый обчный цветок - это великое чудо, рожденное из комочка земли и капли солнца". Каждый рассказ писателя - открытие, которое помогает иначе взглянуть на мир, задуматься и определить свое отношение к нему, свою ответственность за него.

    Николай Иванович с ранней юности привык вести записные книжки, они были с ним всюду и служили источником сюжетов его рассказов. "Что значат для меня старые записи? Это возможность до сих пор путешествовать по горам и пустыням, степям и лесам, заново пройти по старым тропам с умудренной годами головой", - писал Николай Сладков. Вести такие записные книжки он призывает и своих читателей в книге "Под шапкой - невидимкой". "Записная книжка - это "машина времени", - пишет он. - Помните, была такая фантастическая машина, на которой можно было перенестись в будущее? И увидеть, например, себя стариком. Наверное, не очень-то это большое удовольствие... Куда приятнее увидеть себя молодым. И вот тут-то пригодится записная книжка! Неделя назад, месяц назад, целый год!... Мелькают листочки в записной книжке, как спицы в колесе "машины времени"."

    молодой земле, удивляемся разнообразию жизни в океане и в пустыне, в тайге и в тундре, и высоко в горах. Читая его книги, мы становимся богаче и добрей.

    "Николай Иванович Сладков мечтал приохотить людей к общению с лесом, травами, реками, их населением, зная, как это надо человеческой душе. Он делал для этого все, что мог. Экологическое сознание укрепляется у нас еще слабо, робко, но все же оно появилось, и в этом есть заслуга Николая Сладкова. Талант его рассказов будет не умолкая пробуждатьлюбовь людей к защите дарованного нам чуда природы" (Д. Гранин).

    "Сладков - писатель одной темы, но в каждой книге эта тема предстает в каком-то особенном ракурсе" (Н. Неуймина).

    Раздел сайта: